-->

Правильная регулировка клапанов Cummins на автомобиле Валдай

Регулировка клапанов КамминсТакже как и другие представители коммерческой линейки ГАЗа, автомобили Валдай с недавнего времени получили американский дизельный мотор Cummins.

Согласно регламенту технического обслуживания для поддержания двигателя в исправном состоянии, периодически необходимо выполнять регулировку клапанов его газораспределительного механизма.

В официальном руководстве указывается интервал в 150 тыс. км пробега. На самом же деле, учитывая условия эксплуатации, клапаны необходимо регулировать через более короткий промежуток времени, который, в переводе на автомобильный пробег, приблизительно равняется 80–90 тыс. км.

Но так или иначе, для того чтобы качественно произвести настройку, нужно четко представлять структуру расположения и принцип работы клапанов двигателя Каменс, так как на разных моделях моторов клапанный механизм имеет различное строение, а следовательно, и разные способы регулировки.

Устройство клапанного механизма Валдай Cummins

Отладка клапанов КамминсДвигатель Камминз, устанавливаемый на Валдай, имеет верхнеклапанный механизм газораспределения с верхним расположением распределительного вала. Основными деталями механизма являются:

  • распределительный вал,
  • коромысла,
  • клапанные мостики,
  • клапанные пары (впускные и выпускные), состоящие из самих клапанов и их седел, прижимаемых друг к другу с помощью пружин.

Распредвал на данном моторе один, и, несмотря на то что на 4 рабочих цилиндра приходится 16 клапанов, кулачков у него только 8.

Впускные и выпускные клапаны (на каждый цилиндр приходится по 2 клапана каждого вида) в верхней части попарно соединены мостиками, что позволяет одному кулачку (а соответственно, через одно коромысло, конец которого упирается в этот мостик) открыть сразу 2 одноименных клапана.

КамазНаиболее типичные отзывы о двигателе Каменс на КамАЗ указывают на их высокую экономичность (как топлива, так и смазочных материалов), высокую мощность и легкий запуск, независимо от температуры воздуха.

Абсолютное большинство владельцев автомобиля «Соболь» отмечают безупречность установленного дизельного мотора. По их словам, он показывает себя намного резвее и экономичнее, чем бензиновые УМЗ. Изучить отзывы можно тут.

Коромысла, в зависимости от назначения, имеют различную длину. Короткие – открывают впускные клапаны, а длинные – передают воздействие на выпускные.

Каждое коромысло имеет с одной стороны ролик, снижающий трение в месте контакта с распределительным валом, а с другой – в его конец вкручивается специальный упорный болт, который передает усилие на клапанный мостик.

Именно зазор между торцом болта и плоскостью мостика и является объектом рассматриваемой регулировки.

Причины проведения регулировки клапанов Cummins

Прокладка для клапанной крышкиВесь клапанный механизм во время работы двигателя нагревается до значительных температур, а как известно, любой металл при нагревании имеет склонность к расширению, что влечет за собой увеличение линейных размеров деталей.

Таким образом, если бы в механизме не был предусмотрен зазор, то герметично закрытые в холодном состоянии клапаны при нагревании из-за увеличения длины своих стержней упирались бы в коромысла и не прилегали к седлам. Но компенсационный зазор все же имеется…

Однако существует и другая проблема: во время работы мотора под действием динамических нагрузок происходит медленный, но непрерывный износ как упорного болта, так и мостика. И, как результат, в каждой трущейся паре происходит постепенное увеличение компенсационного зазора, что также отрицательно сказывается на работе двигателя Cummins.

Во-первых, увеличение этого зазора приводит к появлению стука клапанов, что ускоряет дальнейший процесс изнашивания деталей. А во-вторых, при достаточно большом расстоянии между мостиком и упорным болтом коромысло часть своего хода совершает вхолостую, вследствие чего клапан не открывается в полном объеме.

Недостаточное открытие клапанов приводит к ухудшению газообмена внутри рабочих цилиндров двигателя, что влечет за собой снижение его мощности, экономичности и безопасности выбросов.

Для того чтобы в процессе эксплуатации мотора Каменс такие негативные явления не наблюдались, величина компенсационного зазора, а также периодичность его регулировки строго регламентированы заводом-изготовителем.

Подготовка к регулировке клапанов двигателя Cummins на автомобиле Валдай

Зегулировка дизель клапановСогласно рекомендациям изготовителя, клапаны двигателя Cummins, устанавливаемого на автомобиле Валдай, регулируются при температуре охлаждающей жидкости, не превышающей 60 градусов.

Прежде чем приступить непосредственно к регулировке компенсационного зазора, к клапанному механизму следует еще добраться…. План подготовительных работ заключается в следующем:

Первым делом необходимо скинуть трубку сапуна. Она зафиксирована быстросъемным хомутом и много хлопот доставить не должна.

Затем следует отсоединить топливные трубки высокого давления от форсунок. В работе понадобятся гаечные ключи на «13» и «17». Ослабив крепления на топливной рампе, эти трубки отводят в сторону.

Демонтировав фиксаторы штуцеров «обратки», их удаляют из форсунок.

Последовательно, отключив разъемы питания форсунок, откручивают их фиксаторы, после чего приступают к демонтажу самих «устройств для впрыска».

После демонтажа форсунок появляется прямой доступ к клапанной крышке. На автомобиле «Валдай» с двигателем Cummins она сделана из пластика и крепится болтами на «8».

Крышку также следует аккуратно снять и отложить в сторону. Выполнив данные манипуляции, можно приступить к проверке клапанного зазора.

Регулировка клапанов Cummins

Клапана КамминсДля настройки компенсационного зазора во время работы понадобится определенный инструмент:

  • набор измерительных щупов,
  • приспособление для прокрутки коленчатого вала,
  • гаечный ключ на «10» с динамометрической рукояткой,
  • отвертка.

Перед проверкой зазора необходимо выставить поршень 1-го цилиндра в верхнюю мертвую точку. С этой целью используют специальное фирменное приспособление для ручной прокрутки коленчатого вала.

Вращательное движение при этом необходимо совершать исключительно по часовой стрелке. Для точности установки на шкиве коленвала и на блоке цилиндров предусмотрены метки в виде небольших отверстий, которые в правильном положении должны стать на одном уровне.

Достичь абсолютную соосность отверстий можно, установив в них маленькую отвертку.

В таких условиях можно отрегулировать клапаны 1, 2, 4 и 6-го мостиков. Для проверки зазора используют специальные измерительные щупы толщиной:

  • 0,25 мм – для впускных мостиков,
  • 0,5 мм – для выпускных мостиков.

Зазор установлен правильно, если щуп проходит между упорным болтом и поверхностью мостика с небольшим сопротивлением.

ТНВД КамминсОсновной механической неисправностью элементов ТНВД является срез шпонки шлицевой втулки или шестерни привода регулятора. Также довольно часто встречается поломка подшипников кулачкового вала или самого кулачкового вала.

Специалисты всех сервисных центров Каминс имеют высокую квалификацию в области ремонта двигателей этой марки. О сервисных центрах и видах оказываемых ими услуг читайте в этой статье.

В случае увеличенного зазора его устанавливают по толщине соответствующего щупа, предварительно ослабив контргайку. После проведения регулировки контргайку затягивают с помощью динамометрического ключа на «10», задавая усилие в 24 Н·м. Зафиксировав положение упорного болта, компенсационный зазор снова проверяют на правильность установки.

Для настройки клапанов 3, 5, 7 и 8-го мостиков коленчатый вал двигателя проворачивают на 360 градусов и с помощью той же отвертки снова выставляют по меткам. Дальнейшие операции выполняются в аналогичной последовательности.

По завершении регулировки всех клапанных зазоров клапанную крышку, форсунки, и прочие демонтированные элементы устанавливают на двигатель в обратном порядке.

После правильной регулировки клапанов двигателя Cummins при дальнейшей эксплуатации «Валдая» должна ощутимо снизиться шумность мотора, вызванная цоканьем упорных болтов по клапанным мостикам. Положительные изменения должны также коснуться и динамики работы двигателя.

А самое главное – после правильно выставленного компенсационного зазора об обслуживании клапанного механизма можно спокойно забыть примерно на 90 тыс. км пробега.

Отправить ответ

4 Комментарий на "Правильная регулировка клапанов Cummins на автомобиле Валдай"

Подписаться на
avatar
fanis fazylow
Гость

У машины снизилась мощность, Работать авто начал не так как раньше Многие мотористы советовали произвести регулировку клапанов. Мы уже несколько раз регулировали(3-4 раза), а особого эффекта нет.Всё это делалось у себя в гараже. Звук мотора вроде бы изменился, но работает неравномерно.Что делать если даже после регулировки клапанов мощность не повышается?Где есть видео с подробным описанием процесса ?

Олександр Шарак
Гость

Статья очень познавательная и интересная, но я не очень разбираюсь в автомобилях. Подскажите пожалуйста, где в Москве можно качественно отрегулировать клапаны Cummins ждя автомобиля Валдай?

Константинов Николай
Гость

Еще с детства интересуюсь двигателями, так как отец у механик. За всю жизнь прочитал много статей о регулировке, разборке, сборке двигателей, но могу сказать одно: Найти что-то качественное и полезное очень сложно. Совсем недавно нашел этот сайт и, несмотря на огромный опыт, вынес для себя много нового. Особенно, мне понравилась эта статья, все четко и ясно, без воды. Регулировка клапанов CUMMINS на Валдае — дело нелегкое, буду пробовать и учиться.

Igor  Portyanko
Гость

Ну все согласен и одобряю и все понравилось, кроме одного регулировку на мой взгляд требуется начинать со своеобразной дефектовки. а именно проконтролировать прилегание клапанов в седлах по ленточке, иначе регулировка клапанного механизма ничего не будет значить, даже в серьезных фирмах попадаются подобного рода дефекты из-за высоких температур в камере сгорания

wpDiscuz